|
Дайвинг в Санкт–Петербурге Объединенный форум дайв-клубов Санкт-Петербурга и окрестностей
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
texnikov
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 45
|
Добавлено: Ср Фев 06, 2013 15:14 Заголовок сообщения: использование металлокомпазитного баллона |
|
|
Скопированно с сайта ранее
Недавно заинтересовался металло-композитными баллонами.
В экспедиции хочется максимально снизить вес снаряги, так как нередки частые переходы "пешкарусом" со снарягой на горбу.
Присмотрел баллоны Маштеста, и написал им письмо..., полчил разочаровывающий ответ:
Письмо № 1:
"Отвечаю на Ваши вопросы.
1. Металлокомпозитный баллон не предназначен для подводных работ, тем более в морской среде.
2. Минимальная температура эксплуатации металлокомпозитных баллонов -60 С.
3. Срок службы и сроки периодического технического освидетельствования его обязательно указаны в прилагаемом к нему паспорте. После истечения срока эксплуатации баллона (количество циклов заправок может быть критичным только в том случае, если оно достигло 5000, за 10 лет практики случаи больше 500 заправок нам не известны), баллон подлежит выводу из эксплуатации и приведению в негодность (забитие резьбы, просверливание отверстия).
4. Эксплуатировать баллон после истечения срока с любым давлением категорически запрещается.
Зам. гл. конструктора
"
Письмо № 2:
"
Стальные лейнеры металлокомпозитных баллонов термически обработаны на высокую прочность (для уменьшения веса). В этом состоянии они склонны к коррозионному растрескиванию при работе в атмосфере, содержащей ионы хлора. А баллоны с алюминиевыми лейнерами по закону Архимеда будут мешать погружаться. Специальных работ по исследованию работоспособности баллонов изготовленных для дыхательных систем, в морских условиях, тем более под водой не проводилось.
Зам. гл. конструктора"
Вот еще информация к размышлению
УДК 678.027.94:677.529.7 В.С. Ивановский, канд. техн. наук,
О.В. Ивановская, канд. техн. наук
РАЗРАБОТКА КОМПОЗИТНЫХ БАЛЛОНОВ ВЫСОКОГО
ДАВЛЕНИЯ (РРАБ = 30 МПа) С ПОЛИМЕРНЫМ ЛЕЙНЕРОМ
Снижение массы баллонов для воздушно-дыхательных аппаратов
является актуальной задачей для производительной работы бойцов
МЧС, ВГСЧ и других формирований, работающих в непригодной для ды-
хания среде. Снижение массы баллонов и повышение их долговечности
и надежности также актуально при использовании их в летательных ап-
паратах и в наземных транспортных средствах, работающих на газооб-
разном топливе.
Использование металлокомпозитных баллонов, хотя и решает
проблему снижения массы, тем не менее выдвигает очень жесткие тре-
бования к содержанию влаги в воздухе, которым заправлен баллон. На-
личие повышенного содержания влаги и углекислого газа может приво-
дить к коррозионным поражениям лейнера вплоть до потери им герме-
тичности.
Среди производителей стальных и металлокомпозитных баллонов
проводятся работы по нанесению покрытия на внутреннюю поверхность
баллона. Однако в этом случае сталкиваются с такими проблемами:
- выделение из покрытия продуктов его деструкции, сопровождаю-
щейся резким запахом, о влиянии на человеческий организм такого воз-
духа (при вдыхании) еще нет однозначного мнения;
-нет надежного способа контроля целостности покрытия как после
его нанесения, так и при техническом освидетельствовании баллонов;
- влага, проникшая через поры покрытия на поверхность металли-
ческого лейнера, образует продукты коррозии, под покрытием коррозия
идет по щелевому типу со скоростью, на порядок превышающую ско-
рость атмосферной коррозии;
- отслоившееся покрытие, попадая из баллона в питательную сис-
тему, приводит к выходу ее из строя или возможной гибели человека,
если баллон используется в дыхательном аппарате.
Опыт освидетельствования баллонов в ЗАО НПП «Маштест»,
г. Королев, Московской области и ОАО «Горизонт» г. Луганск показыва-
ет, что в отдельных партиях стальных баллонов с внутренним покрыти-
ем после семи лет эксплуатации до 30 % их пришли в негодность в ре-
зультате коррозии.
Производство в течение 15 лет на ОАО «Завод горноспасательной
техники «Горизонт» (г. Луганск) металлопластиковых баллонов для ды-
хательных аппаратов, работающих на сжатом воздухе с лейнером из
нержавеющей стали 12Х18Н10Т толщиной 1,5 мм, показало, что за
10 лет эксплуатации до 10% баллонов потеряли герметичность. Иссле-
дование показало, что межкристаллитная коррозия происходит не толь-
ко в зонах сварочных швов, но и в сплошном материале. При сертифи-
кации зарубежных баллонов с алюминиевым лейнером в лаборатории
ОАО «Горизонт» были обнаружены коррозионные пятна из-за некачест-
венного электрохимического покрытия и невозможности контролировать
его толщину внутри баллона. Кроме низкой коррозионной стойкости, вы-
пускаемые металлопластиковые баллоны имеют ограниченный срок
эксплуатации из-за усталости металлического лейнера при циклических
нагрузках, приводящих к потере герметичности конструкции. Для увели-
чения ресурса необходимо укладывать армирующего материала боль-
ше, чем требуется из условия прочности, что приводит к снижению мас-
сового совершенства баллонов.
В настоящее время перспективным является изготовление компо-
зитных баллонов с пластиковым лейнером, аморфный материал которо-
го не подвержен усталости в диапазоне относительных деформаций,
возникающих при эксплуатации баллонов. Кроме того, пластиковый лей-
нер существенно снижает общую массу баллона и стоимость его изго-
товления по сравнению с металлическим.
А цены и правда сниженны (спасибо Александру Д за ссылку) но о диагностике внутренего состояния армирующего слоя испытатели по ссылке http://www.komsert.ru/ ничего не пишут. Так что читайте и решайте сами.[/align] |
|
Вернуться к началу |
|
 |
АлександрД

Зарегистрирован: 22.12.2009 Сообщения: 1443 Откуда: Moscow
|
Добавлено: Ср Фев 06, 2013 16:08 Заголовок сообщения: |
|
|
вы забыли привести самое важное - дату написания этих писем :)
дело в том, что Маштест насколько знаю, даже на сегодняшний день так нихрена и не научился варить нержавейку для лейнеров, что бы потом она выдерживала бы намотку.
Элина-Т это давным давно делает. Геро они не продали свою технологию, после чего те успешно перешли на поставки Армотека...
ну и Армотек какое то время назад начал поставлять баллоны исключительно с лейнером из нержавейки. ну и в том числе продлил срок эксплуатации с 10 до 15 лет...
так что... вопросы корозии - можно отринуть...
так же - раньше Маштест выпускал баллоны с радиальной намоткой кевларом. причем без какой-бы то ни было качественной (а иногда и вообще) пропитки. Его свойства (особенно при намокании) можно легко найти в инете. (он не очень дружит с водой).
Сегодня используются другие материалы, такие как углеволокно и стекловолокно. они с водой замечательно дружат. пропитка делается тщательно (у армотека как минимум - она прозрачная и под ней всё видно)
а суть вот: texnikov писал(а): | 4. Эксплуатировать баллон после истечения срока с любым давлением категорически запрещается. | это пишет компания производящая и ПРОДАЮЩАЯ баллоны. само собой им так "правильнее" :)
но. само собой я никого не призываю их использовать под водой. и тем более никому не предлагаю использовать старые баллоны с вышедшим сроком эксплуатации.
Само собой что коцанные баллоны лучше для нырялки зимой не использовать (при сильном минусе на поверхности). ну вот и всё пожалуй.
а, да! - Интерспиро Спироматик - предназначен и для сухопутных и для подводных работ. лично видел у них композитные баллоны. ну и можно поискать в архивах на сайте Интерспиро, думаю еще остались описания.
... но переписка - да... заставляет задуматься... _________________ второй чайник (PADI **), RTGA 000.102
самое важное исправное оборудование - собственная голова |
|
Вернуться к началу |
|
 |
texnikov
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 45
|
Добавлено: Ср Фев 06, 2013 16:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Я вот на чем заостряю внимание,
нет надежного способа контроля целостности покрытия как после
его нанесения, так и при техническом освидетельствовании баллонов;
- влага, проникшая через поры покрытия на поверхность металли-
ческого лейнера, образует продукты коррозии, под покрытием коррозия
идет по щелевому типу со скоростью, на порядок превышающую ско-
рость атмосферной коррозии;
Что же касается нержавейки то вроде об этом кандидаты наук высказались
...Производство в течение 15 лет на ОАО «Завод горноспасательной
техники «Горизонт» (г. Луганск) металлопластиковых баллонов для ды-
хательных аппаратов, работающих на сжатом воздухе с лейнером из
нержавеющей стали 12Х18Н10Т толщиной 1,5 мм, показало, что за
10 лет эксплуатации до 10% баллонов потеряли герметичность. Иссле-
дование показало, что межкристаллитная коррозия происходит не толь-
ко в зонах сварочных швов, но и в сплошном материале.
А рекламмы везде хватает это так, но есть заводские рекомендации (у тех же Интерспиро Спироматик есть сроки эксплуатации) и правила эксплуатации сосудов работающих под давлением Ростехнадзора. Поэтому пускай люди видят реальную картину. Однако сугубо мое мнение стальной компазит б/у да еще просроченный это "бомба".
А конторы к занимающиеся испытанием разве себя не рекламируют ?
Александ Д писал ....про баллонам, у которых вышел срок эксплуатации: неофициально - готовы провести его гидротест без вопросов, но БЕЗ нанесения отметок на сам баллон. (т.к. это по нормам ТБ запрещается) А это что разве не нарушение норм? да все по желанию клиента ведь за деньги.
Хотя справедливости ради скажу что тоже имею в личной эксплуатации и компазит и алюминий (не просроченные) но для специфических целей..... но активно использую только сталь. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|