Объединенный Форум дайв-клубов Санкт-Петербурга Компания НЕРЕИС ПроДайвинг клуб Клуб НЕВА ДАЙВЕРС Клуб БЕЛЫЙ ТЮЛЕНЬ Клуб МОРСКОЙ ВОЛК Клуб СТК БАТИСКАФ Клуб 2B3 Клуб OCEAN SPIRIT Туристическая компания Сафари Тур Клуб ORCA
Клуб МЕГАДАЙВ Клуб Dive Planet Дайвцентр Global Diving Клуб подводных приключений ГОЛЬФСТРИМ Дайв-клуб Тортуга School of Technical Diving Клуб технического дайвинга Dive Line OkDive GDive Aqua Line Дайв-клуб Тримикс
Клуб ATRINA Клуб Dive Sisters Клуб Клуб Diversea Мурманск Дайв-клуб Чёрный Дайвер Дайв-клуб LoveLiveDive Клуб Крылатка Дайв-Актив Клуб Пилигрим Клуб Атолл SWProjekt Питер Дайв
Санкт-Петербург Чкаловский Hurgada Male
Дайвинг в Санкт–Петербурге
Объединенный форум дайв-клубов Санкт-Петербурга и окрестностей
 
Правила Форума Дайвинг в Санкт-Петербурге и окрестностяхПравила  ФотоальбомФотоальбом FAQFAQ ПоискПоиск УчастникиУчастники ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
RSSRSS  ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Поиск от Google


Из архивов: Мраморный карьер

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Дайвинг в Санкт–Петербурге -> Дайвинг в Питере, России и СНГ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
amg



Зарегистрирован: 01.11.2005
Сообщения: 11913
Откуда: SPb

СообщениеДобавлено: Сб Мар 06, 2010 12:12    Заголовок сообщения: Из архивов: Мраморный карьер Ответить с цитатой

Мраморный карьер. Проход до провала. Ноябрь 2007 года. http://www.diveplanet.ru/video/videobank/user_293/2152/52494/?logout=yes
_________________
Андрей Герасименко
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
amg



Зарегистрирован: 01.11.2005
Сообщения: 11913
Откуда: SPb

СообщениеДобавлено: Сб Мар 06, 2010 15:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Собрал еще один ролик про погружение в карьере на 70 метров. http://www.diveplanet.ru/video/videobank/user_293/2152/52518/
_________________
Андрей Герасименко
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Сергей 18



Зарегистрирован: 25.01.2008
Сообщения: 195
Откуда: Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Мар 11, 2010 12:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Предполагаю, что история мраморного карьера для многих будет достаточно интересна.
Глава из книги Игоря Борисова « ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА СЕВЕРНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (XVII в. - 1939 г.)»


Рускеальские мраморы

Рускеальские мраморы - это кальцитовые и кальцит-доломитовые мраморы, темно-серой и снежно-белой, иногда зеленоватой окраски, тонко - и мелкозернистой текстуры, слоистой, полосчатой и пятнистой текстуры, добывавшиеся с 1769 года вблизи деревни Рускеала.
В истории применения рускеальского мрамора выделяется два основных этапа. На первом этапе (1769 - 1840-е гг.) мрамор Рускеалы применялся в качестве декоративно-облицовочного камня для украшения сооружений Санкт-Петербурга и загородных царских резиденций, на втором (1850-1930-е гг.) - для производства строительной и технологической извести, щебня и декоративной крошки.
Основные работы по выломке рускеальского мрамора с 1769 по 1840-е годы сосредоточились на горе Белой. Именно здесь добывали синевато-серые и белые с серыми, иногда зеленоватыми и желтоватыми прожилками, полосами и разводами мраморы первого сорта ("нумера"), также называемые "салинскими" или "белогорскими" , которые нашли широкое применение в различных сооружениях Санкт-Петербурга, Царского Села, Гатчины и Петродворца.
В начале XIX века на горе Зеленой была заложена каменоломня, в которой недолго добывали серовато-зеленые мраморы "второго нумера" ("зеленогорские"). Они были использованы, например, в облицовке полов Казанского собора в Санкт-Петербурге.
С 1769 по 1796 годы рускеальские каменоломни находились в ведении "Конторы Строения Исаакиевской Церкви". В этот период мраморы горы Белой пошли на украшение различных зданий и сооружений Санкт-Петербурга, Царского Села и Гатчины. В Санкт-Петербурге из этих мраморов были выполнены базы и капители колонн, наличники окон Исаакиевской церкви , часть подоконных и половых плит Зимнего дворца , наличники окон Мраморного дворца .
В Царском Селе рускеальские мраморы были использованы Антонио Ринальди в сооружении Чесменской ростральной колонны, Кагульского обелиска и Орловских ворот, а также Камероном Ч. в украшении Екатерининского дворца .
В Гатчине из рускеальских мраморов выполнены: пьедестал Чесменского обелиска (А. Ринальди), колонны Павильона Орла (В. Бренна) и полуколонны Гатчинского дворца (В. Бренна). Рускеальские мраморы также пошли на сооружение верстовых столбов Царскосельской и Петергофской дорог.
С 1797 по 1800 годы Рускеальскими каменоломнями распоряжался "Комитет по строению Михайловского замка", но камень в них почти не добывался. В это время мрамор для "южного" фасада Михайловского замка был взят Бренна В.Ф. с недостроенной Исаакиевской церкви Ринальди. Тогда же из рускеальских мраморов были выполнены постаменты памятников "Румянцева победам" и Петру I .
В 1800 году рускеальские мраморы пошли на сооружение постаментов "Римских фонтанов" и обвязок балюстрады Большого дворца в Петродворце.
С 1803 по 1811 годы каменоломни Рускеалы находились в ведении "Комиссии по строению Казанской церкви". Тогда рускеальские мраморы пошли на облицовку пола и портала "северных" дверей, на изготовление фриза юго-западного пилона и консоли "Царского места" Казанского собора.
Наиболее интенсивно рускеальские мраморы разрабатывались в 1820 - 1830-е годы для облицовки стен и полов Исаакиевского собора, возводимого Огюстом Монферраном. В то время в каменоломнях Рускеала работало от 300 до 800 человек.
В 1840-е годы добыча рускеальских мраморов резко сократилась, но и тогда этот камень пошел на отделку фасадов Мариинского дворца (А. Штакеншнейдер), особняка княгини Юрьевской Е.М. (Г. Боссе) и ряда других зданий в Санкт-Петербурге.
С 1860-х до конца 1930-х годов рускеальские мраморы разрабатывали в основном для получения строительной и технологической извести, в меньшей степени - для производства щебня, декоративной крошки, облицовочной плитки и изготовления надгробий.
Бессистемная, "хищническая" добыча мрамора привела к порче месторождения декоративно-облицовочного камня "Рускеала-1".
По причине неоднородности строения месторождения добыча чистых кальцитовых мраморов, пригодных для получения извести, велась подземным способом - шахтами и штольнями. "Финская залежь" разрабатывалась в 7 горизонтов, три из которых были подземными, четыре - открытыми . Первый подземный горизонт находился на отметке 71 - 74 м, второй - 58.5 м и третий - 44 м. Подземные выработки соединялись с поверхностью тремя шахтами, самая глубокая из которых (№2) достигала глубины 50 м.
Выработки второго подземного горизонта достигали больших размеров (ширина 30-45 м, высота сводов кровли 3-8 м) и разделялись мощными целиками породы объемом 500-2500 м3. По расчетам, на этом горизонте было добыто 65-70 тыс. м3 мрамора.
В начале XX века к стволу шахты № 2 на отметке 90 - 92 м были проведены две штольни, предназначенные для передвижения рабочих и транспортировки вагонеток.
Все подземные выработки Рускеалы проходили без крепи, что объясняется низкой трещиноватостью и усточивостью пород.
В конце XIX - начале XX веков финны стали углублять "Главный" карьер и к 1920-м годам дошли до подошвы второго подземного горизонта. Подъем мрамора на поверхность осуществлялся через шахту № 2, к которой из карьера вели короткие туннели - остатки штреков
.





Технология добычи мрамора в открытых и подземных выработках Рускеалы была разной. В конце XVIII века - 1830-е годы она выглядела следующим образом. Вначале вдоль подошвы уступа карьера по всей длине размеченного блока проходили горизонтальный ров шириной до 1.8 м и глубиной 4 - 6 м и одновременно с ним два вертикальных рва таких же размеров по краям блока. Для этого в породе выбуривали скважины диаметром 38 мм (в XVIII в. - 25 мм) и длиной более 35 см (в XVIII в. - до 70 см), которые затем заряжали порохом и подрывали. Далее сверху, по направлению линии отрыва, на расстоянии 2 - 6 м друг от друга бурили скважины диаметром 76 мм (в XVIII в. - 25 мм) и глубиной 6 - 9.5 м. Их также заряжали порохом и подрывали. В результате взрыва мраморный блок целиком обрушивался к подножью карьера на подсыпку из щебня. Для бурения скважин в породе применялись ручные двухгранные или четырехгранные буры длиной от 1.4 м до 6 м и даже 9.5 м (в XVIII в. - 0.7 м). За день двое рабочих просверливали от 2 до 4 м породы. В 1830-е годы добывали "массы" мрамора весом до 4800 т. Добытые глыбы затем разделывали на "штуки" (бурили в них шпуры, заряжали порохом и подрывали), после чего обтесывали по масштабу и деревянной модели. В конце 1830-х годов "Главный" карьер в Рускеале достиг 150 м в длину и 25-30 м в глубину. С 1769 по 1839 годы в этом карьере было добыто более 200 тыс. т мрамора.
Во второй половине XIX века - 1930-е годы добыча мрамора в Рускеале выглядела иначе. Вначале в забоях вручную пробуривали шпуры (скважины) диаметром 30 - 35 мм и глубиной 1 - 3 м, затем заряжали их порохом и подрывали. В результате мощного взрыва порода разваливалась на куски. Крупные глыбы еще раз подрывали. В 1930- е годы ручное бурение заменили машинным - с помощью перфораторов, работавших на сжатом воздухе от паровой или электрической машины. Одни рабочие загружали мрамором вагонетки, другие - откатывали их по рельсам к шахтным стволам. Груженые камнем вагонетки при помощи механической (от конной тяги, а позже - от паровой) установки поднимались наверх, а затем опять вручную откатывались по железной дороге до обжиговых печей. В 1895 году на Рускеальском заводе действовало 3 шахтных полугазовых печи производительностью 17 - 20 т извести в сутки, а в 1937 году - уже 6 печей, выпускавших 30 - 35 т извести в сутки.
Способы доставки мрамора из Рускеальских каменоломен до потребителей также изменялись на протяжении столетий. С 1769 по 1840-е годы транспортировка мраморных блоков из Рускеалы в Санкт-Петербург осуществлялась в два этапа. В зимнее время камень везли до деревни Гелюля (Хелюля) по суше на крепких санях, в которые впрягалось от 10 до 130 лошадей. С наступлением навигации мрамор отправляли в галиотах по реке Хелюлянмяки и Ладожскому озеру до Санкт-Петербурга. 30 верст от Рускеалы до Гелюля проезжали в конце XVIII века за 2 - 4 дня, а в 1820 - 1830-е годы - за одни сутки. Ежедневно на перевозках камня было задействовано от 500 до 2000 "возчиков".
В первой трети XX века с появлением железной дороги рускеальский мрамор стали перевозить в вагонах до пристани Сортавала, а далее пароходами - до Питкяранты, Ляскеля, Кексгольма.
За все время эксплуатации месторождения мрамора "Рускеала-1" (1769 - 1985 годы) здесь было пройдено 11 карьеров, из которых самым крупным является "Главный" карьер размером 400 х (50-160) х (30-50) м.

_________________
Так настрадал Предсказамус.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Дайвинг в Санкт–Петербурге -> Дайвинг в Питере, России и СНГ Часовой пояс: GMT + 3


Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Грузовые карманы Lucky Turtle  AMG underwater equipment  nikondive.ru - оборудование и аксессуары компании FantaSea для подводной фото и видеосъемки

Форум работает на серверах Global Diving