|
Дайвинг в Санкт–Петербурге Объединенный форум дайв-клубов Санкт-Петербурга и окрестностей
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
amg

Зарегистрирован: 01.11.2005 Сообщения: 11913 Откуда: SPb
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
amg

Зарегистрирован: 01.11.2005 Сообщения: 11913 Откуда: SPb
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сергей 18

Зарегистрирован: 25.01.2008 Сообщения: 195 Откуда: Петербург
|
Добавлено: Чт Мар 11, 2010 12:16 Заголовок сообщения: |
|
|
Предполагаю, что история мраморного карьера для многих будет достаточно интересна.
Глава из книги Игоря Борисова « ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА СЕВЕРНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (XVII в. - 1939 г.)»
Рускеальские мраморы
Рускеальские мраморы - это кальцитовые и кальцит-доломитовые мраморы, темно-серой и снежно-белой, иногда зеленоватой окраски, тонко - и мелкозернистой текстуры, слоистой, полосчатой и пятнистой текстуры, добывавшиеся с 1769 года вблизи деревни Рускеала.
В истории применения рускеальского мрамора выделяется два основных этапа. На первом этапе (1769 - 1840-е гг.) мрамор Рускеалы применялся в качестве декоративно-облицовочного камня для украшения сооружений Санкт-Петербурга и загородных царских резиденций, на втором (1850-1930-е гг.) - для производства строительной и технологической извести, щебня и декоративной крошки.
Основные работы по выломке рускеальского мрамора с 1769 по 1840-е годы сосредоточились на горе Белой. Именно здесь добывали синевато-серые и белые с серыми, иногда зеленоватыми и желтоватыми прожилками, полосами и разводами мраморы первого сорта ("нумера"), также называемые "салинскими" или "белогорскими" , которые нашли широкое применение в различных сооружениях Санкт-Петербурга, Царского Села, Гатчины и Петродворца.
В начале XIX века на горе Зеленой была заложена каменоломня, в которой недолго добывали серовато-зеленые мраморы "второго нумера" ("зеленогорские"). Они были использованы, например, в облицовке полов Казанского собора в Санкт-Петербурге.
С 1769 по 1796 годы рускеальские каменоломни находились в ведении "Конторы Строения Исаакиевской Церкви". В этот период мраморы горы Белой пошли на украшение различных зданий и сооружений Санкт-Петербурга, Царского Села и Гатчины. В Санкт-Петербурге из этих мраморов были выполнены базы и капители колонн, наличники окон Исаакиевской церкви , часть подоконных и половых плит Зимнего дворца , наличники окон Мраморного дворца .
В Царском Селе рускеальские мраморы были использованы Антонио Ринальди в сооружении Чесменской ростральной колонны, Кагульского обелиска и Орловских ворот, а также Камероном Ч. в украшении Екатерининского дворца .
В Гатчине из рускеальских мраморов выполнены: пьедестал Чесменского обелиска (А. Ринальди), колонны Павильона Орла (В. Бренна) и полуколонны Гатчинского дворца (В. Бренна). Рускеальские мраморы также пошли на сооружение верстовых столбов Царскосельской и Петергофской дорог.
С 1797 по 1800 годы Рускеальскими каменоломнями распоряжался "Комитет по строению Михайловского замка", но камень в них почти не добывался. В это время мрамор для "южного" фасада Михайловского замка был взят Бренна В.Ф. с недостроенной Исаакиевской церкви Ринальди. Тогда же из рускеальских мраморов были выполнены постаменты памятников "Румянцева победам" и Петру I .
В 1800 году рускеальские мраморы пошли на сооружение постаментов "Римских фонтанов" и обвязок балюстрады Большого дворца в Петродворце.
С 1803 по 1811 годы каменоломни Рускеалы находились в ведении "Комиссии по строению Казанской церкви". Тогда рускеальские мраморы пошли на облицовку пола и портала "северных" дверей, на изготовление фриза юго-западного пилона и консоли "Царского места" Казанского собора.
Наиболее интенсивно рускеальские мраморы разрабатывались в 1820 - 1830-е годы для облицовки стен и полов Исаакиевского собора, возводимого Огюстом Монферраном. В то время в каменоломнях Рускеала работало от 300 до 800 человек.
В 1840-е годы добыча рускеальских мраморов резко сократилась, но и тогда этот камень пошел на отделку фасадов Мариинского дворца (А. Штакеншнейдер), особняка княгини Юрьевской Е.М. (Г. Боссе) и ряда других зданий в Санкт-Петербурге.
С 1860-х до конца 1930-х годов рускеальские мраморы разрабатывали в основном для получения строительной и технологической извести, в меньшей степени - для производства щебня, декоративной крошки, облицовочной плитки и изготовления надгробий.
Бессистемная, "хищническая" добыча мрамора привела к порче месторождения декоративно-облицовочного камня "Рускеала-1".
По причине неоднородности строения месторождения добыча чистых кальцитовых мраморов, пригодных для получения извести, велась подземным способом - шахтами и штольнями. "Финская залежь" разрабатывалась в 7 горизонтов, три из которых были подземными, четыре - открытыми . Первый подземный горизонт находился на отметке 71 - 74 м, второй - 58.5 м и третий - 44 м. Подземные выработки соединялись с поверхностью тремя шахтами, самая глубокая из которых (№2) достигала глубины 50 м.
Выработки второго подземного горизонта достигали больших размеров (ширина 30-45 м, высота сводов кровли 3-8 м) и разделялись мощными целиками породы объемом 500-2500 м3. По расчетам, на этом горизонте было добыто 65-70 тыс. м3 мрамора.
В начале XX века к стволу шахты № 2 на отметке 90 - 92 м были проведены две штольни, предназначенные для передвижения рабочих и транспортировки вагонеток.
Все подземные выработки Рускеалы проходили без крепи, что объясняется низкой трещиноватостью и усточивостью пород.
В конце XIX - начале XX веков финны стали углублять "Главный" карьер и к 1920-м годам дошли до подошвы второго подземного горизонта. Подъем мрамора на поверхность осуществлялся через шахту № 2, к которой из карьера вели короткие туннели - остатки штреков.
Технология добычи мрамора в открытых и подземных выработках Рускеалы была разной. В конце XVIII века - 1830-е годы она выглядела следующим образом. Вначале вдоль подошвы уступа карьера по всей длине размеченного блока проходили горизонтальный ров шириной до 1.8 м и глубиной 4 - 6 м и одновременно с ним два вертикальных рва таких же размеров по краям блока. Для этого в породе выбуривали скважины диаметром 38 мм (в XVIII в. - 25 мм) и длиной более 35 см (в XVIII в. - до 70 см), которые затем заряжали порохом и подрывали. Далее сверху, по направлению линии отрыва, на расстоянии 2 - 6 м друг от друга бурили скважины диаметром 76 мм (в XVIII в. - 25 мм) и глубиной 6 - 9.5 м. Их также заряжали порохом и подрывали. В результате взрыва мраморный блок целиком обрушивался к подножью карьера на подсыпку из щебня. Для бурения скважин в породе применялись ручные двухгранные или четырехгранные буры длиной от 1.4 м до 6 м и даже 9.5 м (в XVIII в. - 0.7 м). За день двое рабочих просверливали от 2 до 4 м породы. В 1830-е годы добывали "массы" мрамора весом до 4800 т. Добытые глыбы затем разделывали на "штуки" (бурили в них шпуры, заряжали порохом и подрывали), после чего обтесывали по масштабу и деревянной модели. В конце 1830-х годов "Главный" карьер в Рускеале достиг 150 м в длину и 25-30 м в глубину. С 1769 по 1839 годы в этом карьере было добыто более 200 тыс. т мрамора.
Во второй половине XIX века - 1930-е годы добыча мрамора в Рускеале выглядела иначе. Вначале в забоях вручную пробуривали шпуры (скважины) диаметром 30 - 35 мм и глубиной 1 - 3 м, затем заряжали их порохом и подрывали. В результате мощного взрыва порода разваливалась на куски. Крупные глыбы еще раз подрывали. В 1930- е годы ручное бурение заменили машинным - с помощью перфораторов, работавших на сжатом воздухе от паровой или электрической машины. Одни рабочие загружали мрамором вагонетки, другие - откатывали их по рельсам к шахтным стволам. Груженые камнем вагонетки при помощи механической (от конной тяги, а позже - от паровой) установки поднимались наверх, а затем опять вручную откатывались по железной дороге до обжиговых печей. В 1895 году на Рускеальском заводе действовало 3 шахтных полугазовых печи производительностью 17 - 20 т извести в сутки, а в 1937 году - уже 6 печей, выпускавших 30 - 35 т извести в сутки.
Способы доставки мрамора из Рускеальских каменоломен до потребителей также изменялись на протяжении столетий. С 1769 по 1840-е годы транспортировка мраморных блоков из Рускеалы в Санкт-Петербург осуществлялась в два этапа. В зимнее время камень везли до деревни Гелюля (Хелюля) по суше на крепких санях, в которые впрягалось от 10 до 130 лошадей. С наступлением навигации мрамор отправляли в галиотах по реке Хелюлянмяки и Ладожскому озеру до Санкт-Петербурга. 30 верст от Рускеалы до Гелюля проезжали в конце XVIII века за 2 - 4 дня, а в 1820 - 1830-е годы - за одни сутки. Ежедневно на перевозках камня было задействовано от 500 до 2000 "возчиков".
В первой трети XX века с появлением железной дороги рускеальский мрамор стали перевозить в вагонах до пристани Сортавала, а далее пароходами - до Питкяранты, Ляскеля, Кексгольма.
За все время эксплуатации месторождения мрамора "Рускеала-1" (1769 - 1985 годы) здесь было пройдено 11 карьеров, из которых самым крупным является "Главный" карьер размером 400 х (50-160) х (30-50) м. _________________ Так настрадал Предсказамус. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|