Добавлено: Вс Фев 17, 2019 15:57 Заголовок сообщения: 40 метров на Ладоге. Т/х "Николай Рерих"
После 11 лет поисков команде дайв-бота «Одиссей-2» удалось обнаружить при помощи ГБО затонувший в 1991 на Северной Ладоге теплоход «Николай Рерих».
Весной следующего года двое участников команды «Одиссея-2» совершили первое погружение к т/х «Николай Рерих».
В следующую навигацию они же совершили повторное погружение с целью более подробного наружного осмотра и видеосъемки. Судно до сегодняшнего дня остаётся нетронутым.
Т/х «Николай Рерих» находится на глубине 40 метров, дно песчаное. Судно стоит на ровном киле с небольшим дифферентом на корму.
Несмотря на то, что судно пролежало под водой больше 25 лет, оно находится в идеальном состоянии, благодаря пресной воде Ладожского озера.
Практически все люки, иллюминаторы и двери судна задраены.
Т/х «Николай Рерих» - судно ПТР-50, тип «Кировец», длиной 31,63м, шириной 6,9м, имеет 2 грузовых трюма.
Изложу здесь кратко, что мне известно об истории т/х «Николай Рерих».
Теплоход «Николай Рерих», постройки 1985 года принадлежал Государственному Валаамскому музею-заповеднику (ГВМЗ).
В 1991 году затонул на Северной Ладоге.
Кораблекрушение произошло осенью, на Ладоге был сильный шторм. Весь экипаж спасся, однако сам теплоход спасти не удалось.
Сейчас не буду останавливаться на подробностях кораблекрушения, хотя они мне известны.
Капитан теплохода «Н.Рерих» погиб при трагических обстоятельствах спустя несколько лет. Впоследствии координаты места крушения были утеряны.
Т/х «Николай Рерих» в свой последний рейс вывозил фонды ГВМЗ в г. Сортавала.
Музей на тот момент находился в стадии реорганизации, в связи с тем, что с 1989г. на острове возродился Валаамский монастырь.
Также достоверно известно, что на Рерихе этим рейсом вывозились на материк нераспроданные спиртные напитки из валаамского сельпо.
О том, что на т/х «Николай Рерих» в его последний рейс вывозились фонды ГВМЗ и алкоголь, свидетельствует информация, собранная мною из разных источников:
это и интернет-ресурсы (Журнал «Взор». Планета Валаам, П.Крылов, Е. Воякина)
«..В 1991 году в сильный шторм кораблик музея "Николай Рерих" бросился на помощь тонущему рыбацкому судну. Судно удалось спасти, из людей тоже никто не пострадал, а вот сам "Рерих" затонул. Затонул вместе с архивом музея, погруженным на него для вывоза на материк..»
http://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?fsmode=articles&filename=18-3/18-3.html
и результаты устного опроса бывших работников музея-заповедника,
и личное общение с капитанами валаамского флота. _________________ Чупин Михаил
Дайв-бот Одиссей-2
После того, как мои многолетние поиски увенчались успехом, я начал подготовку к организации экспедиций на этот интересный для дайвинга объект.
Глубина 40 метров, холодная вода и полная темнота делают невозможными продуктивные погружения к объекту на воздухе
- объект доступен для подробного обследования и работы только для технических дайверов.
В связи с этим я начал переоборудование и переоснащение «Одиссея-2» и моей береговой базы под технический дайвинг.
На данный момент «Одиссей-2» готов к проведению технических экспедиций.
На судне имеются газы – тримикс, найтрокс, кислород и необходимое сопутствующее оборудование для обеспечения экспедиции на Рерих для 8 человек (1 день - подготовка, 3 дня - погружения). Участникам экспедиции обеспечивается сопровождение под водой.
В 2019 году в июле запланированы две экспедиции на Рерих.
Первые экспедиции – особенные, потому участники будут реальными первопроходцами на интересном, идеально сохранившемся, девственном объекте.
Поучаствовать в экспедиции смогут только квалифицированные, опытные технари.
Все желающие для начала должны будут направить мне в личку информацию о себе. В ответ я пришлю подробности по экспедициям. _________________ Чупин Михаил
Дайв-бот Одиссей-2
Последний раз редактировалось: Одиссей (Пн Фев 18, 2019 14:30), всего редактировалось 1 раз
Отличный объект! После 25 лет на дне выглядит как новый. Рынду обнаружили/подняли уже?
Рынду не обнаружили. На данный момент не было задачи её найти. Подробно историю затопления и попытки подъёма Рериха как-нибудь позже выложу.
С рэка нами на данный момент ничего не поднималось, только один спасательный круг развалился в процессе обследования. _________________ Чупин Михаил
Дайв-бот Одиссей-2
Хочу озвучить имена дайверов-первопроходцев, авторов подводных съемок, выложенных выше. Это мои друзья-технари - Михаил Манаенков и Михаил Селуянов. _________________ Чупин Михаил
Дайв-бот Одиссей-2
На судне имеются газы – тримикс, найтрокс, кислород и необходимое сопутствующее оборудование для обеспечения экспедиции на Рерих для 8 человек (1 день - подготовка, 3 дня - погружения). Участникам экспедиции обеспечивается сопровождение под водой.
Хочу внести уточнения по поводу газов:
1. Тримикс - мешается перед экспедицией на моей береговой базе в 50 литровые 300-барные транспортные баллоны. Кол-во тримикса для экспедиции определяется составом участников и их конфигурацией.
Приготовление тримикса перед экспедицией на берегу - экономия времени.
2. Найтрокс - мешается на борту.
3. Кислород - транспортные баллоны. _________________ Чупин Михаил
Дайв-бот Одиссей-2
Прозрак для Ладоги фантастический!
Удачная находка, молодцы! Спасибо что поделились, очень интересное видео! Это первое видео(из того что я видел) с Ладоги на котором объект выглядит как настоящий достойный рэк, и глубина хорошая(не растащат особо). _________________ Advanced P-Valve Diver TDI | eCCR rEvo
Прозрак для Ладоги фантастический!
Удачная находка, молодцы! Спасибо что поделились, очень интересное видео! Это первое видео(из того что я видел) с Ладоги на котором объект выглядит как настоящий достойный рэк, и глубина хорошая(не растащат особо).
Открытая Ладога, песчаное дно, глубина. Бывает. Помню как-то на Севастополь попали с отличной видимостью. Кино снимали. Был там кучу раз. Но такой видимости не было ни разу. Оказалось, что офигенный рэк. Большой и очень интересный. Только мутится прилично. Жалко, что времени не было рассмотреть как следует. _________________ Андрей Герасименко
Назначение судна: прием и транспортирование рефрижераторных грузов; доставка в район промысла грузов снабжения.
Место постройки: Судоверфь им. С.М. Кирова (Россия, г. Астрахань).
Количество построенных единиц: 118
Год начала постройки судов данного типа: 1984
Год окончания постройки судов данного типа: 2000
Район плаванья: ограниченный I
Характеристики:
Длина: 31,63 м
Ширина: 6,9 м
Высота борта до верхней палубы: 3,15 м
Осадка средняя в грузу: 2,09 м
Водоизмещение в грузу: 242 т
Дедвейт: 76 т
Температура в трюмах: -18; -8; -2; 15 С
Скорость: 10,2 уз
Автономность плаванья по запасам топлива: 7 сут
Количество коечных мест: 10
Энергетическая установка: дизель-редукторная
Мощность ГД: 220 кВт
Энерговооруженность: 280 кВт
Объем трюмов: 100 м3
Жаль, что не 50 м в длину... _________________ Instructor trainer IANTD #679
Юридический момент.
Кому сейчас принадлежит корабль и его содержимое?
Ну мы же в России живём!
Тут всё просто:
- пока лежит на дне - никому не принадлежит
-как только что то поднимешь , то сразу найдутся хозяева и как в фильме: один магнитофон отечественный, три портсигара , штаны кремпленовые )) _________________ Водолазный Специалист. Россия
Instructor CMAS***
Instructor Trainer SSI D/C ATRINA
Поздней осенью 1991 г. т/х "Николай Рерих", принадлежавший Государственному Валаамскому музею-заповеднику (ГВМЗ), стоял в Никоновской бухте о. Валаам.
Первый трюм его был загружен алкоголем из поселкового магазина, который нужно было вывезти на материк, во второй трюм он должен был принять металлолом.
На борту также было кое-что из музея - музейный архив (точно) и что-то из коллекции музея (под вопросом).
Неожиданно капитан судна Коян получил указание от руководства - металлолом не ждать, идти в г. Сортавала.
Переход открытым озером - около часа, ещё час - по шхере.
Погода портилась, темнеет осенью рано. Т/х "Н. Рерих" благополучно перешел озером и зашел уже в Сортавальскую шхеру, когда с ним связалось рыболовное судно СТБ и попросило помощи - они сели на гряду у острова Воспоминаний, сами сняться не могут.
Коян развернулся. Пока разворачивались и шли к месту (это на самом заходе в Сортавальскую шхеру), прошло около получаса.
Рыбаки благополучно снялись с банки, но сообщать об этом Кояну почему-то не стали.
"Рерих" вышел в озеро, начал крутиться около банки в поисках СТБ. Ночь, тьма кромешная, волна больше 3-х метров. Из всей навигации - магнитный компас и РЛС.
Про GPS и картплоттеры никто тогда и не слышал.
На каком-то из проходов не рассчитали, слишком приблизились к камням и зацепили гряду.
На судах этого типа движительно-рулевой комплекс - "три в одном": пропульсивная насадка, руль и винт. А двигатель - один и винт один и руль один.
Они ударились именно насадкой, лишившись хода и управления, и кроме того, вырвав кусок корпуса в подводной части.
Отдали оба якоря, поставили мотопомпу на откачку. До берега - около километра, как-то спустили лодку, как-то попрыгали в неё и как-то добрались до берега. Спаслись.
Ночью ветер ещё усилился, якоря поползли, и судно начало дрейфовать к северу.
На Валааме и в Сортавале о случившемся узнали только ближе к утру. Мобильников ни у кого не было.
Пока искали на чём выйти на спасение (весь монастырский флот состоял тогда из пассажирского т/х "Валаам" и двух десантных барж, подаренных военными), прошло ещё полдня.
За это время мотопомпа на "Рерихе"выработала бензин и остановилась.
Когда к месту подходили, увидели издалека, как судно стоит "свечкой", задрав нос в небо. Дойти до него не успели - прямо на глазах спасателей т/х "Н.Рерих" пошёл на дно.
Через месяц то же самое случилось и со страной, откуда теплоход был родом.
По горячим следам судно начали "кошачить", т.е. искать на дне якорями-"кошками", и обнаружили его на глубине 20 метров. Поставили буй.
Весной следующего 1992 года пришли спасатели - плавкран, буксир и водолазный катер. Что это была за фирма, мне выяснить так и не удалось, однако инспектор Регистра, осмотрев их, сказал, что их самих спасать надо, в таком они были состоянии.
Вопрос всё же как-то решился, и они приступили. Вскоре корпус был застроплен и готов к подъему. Встал вопрос об оплате. И тут дело застопорилось.
Сделать работу вперёд в то время означало сделать её даром. А платить заказчику, видимо, было нечем. Кризис, понимаешь, неплатежей.
Простояв в готовности трое суток и не получив оплаты, спасатели приняли нетривиальное решение - оттащили судно на 40-метровую глубину, бросили там и ушли.
Так т/х "Николай Рерих" был утрачен во второй раз. Судну на тот момент седьмой годочек пошёл.
Ека писал(а):
Юридический момент.
Кому сейчас принадлежит корабль и его содержимое?
Юридический вопрос о том, кому принадлежит "Рерих" и его имущество или слишком сложен или очень прост - кому как нравится.
С моей точки зрения - никому.
В 1992 году произошла ликвидация ГВМЗ (судовладельца), а на базе ГВМЗ созданы Музей Северного Приладожья и ТОО "Валаамский музей-заповедник". Никто из них на баланс судно не принимал.
Утонул т/х "Николай Рерих" в одной стране, а лежит - в другой. Историко-культурной ценностью или братской могилой не является.
Он как будто провалился в щель между эпохами. _________________ Чупин Михаил
Дайв-бот Одиссей-2
Юридический вопрос о том, кому принадлежит "Рерих" и его имущество или слишком сложен или очень прост - кому как нравится.
С моей точки зрения - никому.
В 1992 году произошла ликвидация ГВМЗ (судовладельца), а на базе ГВМЗ созданы Музей Северного Приладожья и ТОО "Валаамский музей-заповедник". Никто из них на баланс судно не принимал.
С моей точки зрения - никому.
В 1992 году произошла ликвидация ГВМЗ (судовладельца), а на базе ГВМЗ созданы Музей Северного Приладожья и ТОО "Валаамский музей-заповедник". Никто из них на баланс судно не принимал..
Не там ищете собственника.
Утонувшие суда НИКТО на баланс не принимает - кроме страховых. Посему вопрос - А он был застрахован? В каком то регистре ГосСтраха.... Если да, то он собственность страховой компании если выплата была... _________________ NDL Nitrox, AOWD PADI, OWD SSI, Подв.пловец ДОСААФ СССР
Когда к месту подходили, увидели издалека, как судно стоит "свечкой", задрав нос в небо. Дойти до него не успели - прямо на глазах спасателей т/х "Н.Рерих" пошёл на дно.
Весной следующего 1992 года пришли спасатели - , .
Алкоголь наверно весь побился ((((((
Или спасатели выпили чтобы добро не пропадало)))
Поэтому и притопили поглубже немного)) _________________ Водолазный Специалист. Россия
Instructor CMAS***
Instructor Trainer SSI D/C ATRINA
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах